Сфера финансов незримо сопровождает ребенка с момента, когда он начинает интересоваться окружающим миром. Родители регулярно ходят на работу и в магазин. Они получают и тратят деньги. То, что деньги обменивают на любимые
сладости или игрушки, ребенок начинает понимать очень рано.
Наличие финансовой грамотности является стандартом сегодняшнего образования детей. Детей обучают планированию и рациональному экономическому поведению. Финансовая грамотность становится частью учебного
процесса в дошкольных учреждениях, школах и колледжах.
Как составить программу для изучения финансовой грамотности в
ДОУ Мы будем основываться на программах обучения финансовой грамотности для детей в ДОУ, а также для детей возрастом 5 – 7 лет. Одна из базовых программ
в этой области, используемая в России – это «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Когда подобраны методические материалы, на их основе составляется программа.
Мы приведем пример такой программы, она основана на различных играх для детей разных возрастных групп. Такие игры способствуют развитию финансовой грамотности у детей.
Рекомендации для младших и средних групп
«Творческая студия: делаем копилку». Дети с раннего возраста понимают – чтобы купить любимые сладости или игрушки нужны деньги. Данная игра поможет научить их откладывать и копить деньги, чтобы достичь
желаемой цели.
Предложите детям сделать копилки из бумажных стаканчиков. Его можно украсить так, как ребенок захочет. В ходе урока в копилки дети помещают игрушечные деньги, а в конце их нужно достать и
посчитать сколько получилось. После урока копилки дети забирают с собой, так они поймут механизм накопления денег и смогут откладывать их по-настоящему.
Игра «Платное-бесплатное». В основе этого занятия лежит игра «съедобное-несъедобное».
Бросающий мяч называет те или иные действия, а тот, кто ловит должен определить платно
это или бесплатно и соответственно поймать или не ловить мячик. Например, прогулка по парку, игра на детской площадке во дворе дома или обнять друга — бесплатно, а поесть мороженое, пойти в кино или купить игрушку —
платно.
Игра «Желаемое-необходимое». Данная игра помогает детям осознать разницу между понятиями «хочу» и «надо». Игра призвана научить детей рациональному подходу к тратам денег и не только.
У каждого ребенка должно быть две карточки разного цвета, красная и зеленая. После того, как педагог называет товар или предмет, дети должны поднять «правильную» карточку: желаемый – зеленую, необходимый
– красную. Например, игрушка, конфета, шарик – это желаемое, а хлеб, мыло или мясо – необходимое. Для детей постарше можно называть слова, которые относятся к обеим категориям, тогда ребята должны поднять обе карточки.
Можно также усложнить задачу, предлагая действия, например, надеть шапку, вовремя лечь спать – необходимое, а поиграть в игры или пошалить – желаемое.
Игра «Магазин». Такая игра является одной из наиболее частых у детей, даже без уроков по финансовой грамотности. Такую тягу к этой игре можно объяснить тем, что покупка товаров и поход
в магазины занимает существенную часть нашей повседневной жизни.
В ходе игры дети выбирают «товары», назначают им цены и распределяют их по полезности и необходимости. Затем они распределяются по ролям:
кто-то станет продавцом, кто-то будет вести учет товаром и денег, кто-то будет покупателями, а кто-то займется рекламой продукции. Такая игра ни только закрепит у детей модели поведения, но и улучшит коммуникативные
навыки.
Рекомендации для старших и подготовительных
групп
Для старших и подготовительных групп мы предлагаем рассмотреть настольные игры. Такие игры являются более сложными, в них можно вводить дополнительные условия и моделировать больше
различных ситуаций.
Игра «Товар и его цена». В ходе такой игры каждый ребенок делает что-то своими руками, поделка выступает в качестве его товара. Затем каждый по очереди презентует свой
товар и убеждает остальных детей в его стоимости. В ходе презентации дети обсуждают, является цена рациональной или товар можно было продавать дешевле или дороже. С помощью игры дети научатся рационально оценивать себя
и других.
Игра «Магазин». Эта игра похожа на «Магазин» из прошлого блока, но в отличии от него, тут можно добавлять более сложные условия. Например, дети могут прорабатывать маркетинговые стратегии,
придумывать акции. Покупатели могут составлять списки покупок на ограниченные суммы денег.
Игра «Профессии». Это игра с мячом, дети бросают мячик друг к другу, называя при этом профессию.
Победит тот, кто знает больше всех профессий.
Игра «Банк». Данная игра относится к ролевым, в нее наверняка хоть раз играл каждый. В ходе игры дети погружаются в мир финансов с головой. Они распределяются на роли: сотрудники и клиенты банка. Клиенты
обращаются в банк по разным вопросам: оформления кредитной или дебетовой карты, оплата коммунальных платежей по квитанциям, которые выписывают сотрудники банка. В ходе игры дети изучают банковскую терминологию, а также
учатся распределять свои финансы, чтобы вовремя заплатить по счетам.
Викторина «Финансовая грамотность». Эта игра завершает курс. В ходе викторины дети делятся знаниями, полученными в ходе предыдущих игр. Викторина позволит проверить и закрепить знания детей.
Рекомендуется за ранее подготовить карточки с вопросами и призы за правильные ответы. Дети распределяются на две или более группы, далее педагог задает вопросы. Викторину можно разнообразить практическими заданиями,
например:
- По подсказкам педагога угадать, что лежит в коробке.
- Разложить монеты или купюры в порядке возрастания или убывания (на время).
- Какая команда знает больше пословиц о труде.
- Соединить по темам карточки (на время).
Проводя такие игры, вы постепенно и ненавязчиво научите детей базовым принципам финансовой грамотности. Они будут более осознанно подходить к тратам семейного бюджета. Чтобы закрепить результаты окончательно, мы рекомендуем
создать в ДОУ финансовый уголок.
Организация
финансового уголка в ДОУ Такой уголок содержит все необходимые игры и дидактические материалы для комфортного и эффективного освоения программы. Специалистами компании АЛМА с Банком
Россия были разработаны специализированные комплексы по финансовой грамотности:
- Финансовая грамотность для ДОУ.
- Финансовая гений для ДОУ.
- Финансовая грамотность для начальной школы.
Дети любят открывать для себя новые грани мира, задача педагога при освоении данного курса – создать все необходимые условия, опираясь на предложенные инструменты.