Цифровая лаборатория (ЦЛ)
является популярным
термином системы образования, в том числе в официальных документах. Так
обозначают комплект учебного оборудования, используемый в процессе обучения
для лабораторных опытов, экспериментов в рамках предметов
естественнонаучного направления, организации практикумов, учебных
исследовательских проектов как в классе, так и вне помещений. Комплект
цифровой лаборатории включает датчики для регистрации значения различных
физических величин, дополнительные устройства, обеспечивающие
аналогово-цифровое преобразование, решения для хранения, передачи,
отображения информации, связи с компьютерами, а также программное
обеспечение и полезные методические материалы.
Кроме возможности
автоматизированного сбора и обработки информации, цифровые лаборатории
помогут отобразить ход эксперимента в виде графика, таблицы, показаний
прибора, а также помогут измерить быстроизменяющиеся величины. Результаты
экспериментов легко сохраняют в реальном масштабе и времени. Их можно
воспроизводить одновременно с записью на цифровые носители в оффлайн и
онлайн режимах .
Цифровые лаборатории часто используют
образовательные организации, поскольку они обеспечивают:
- отражение результатов экспериментов в виде чисел, графиков,
диаграмм или таблиц. Цифровые лаборатории обрабатывают большой поток
информации в более простую визуальную форму;
- точность измерений;
- хранение и математическую обработку результатов эксперимента;
- многократное повторения эксперимента;
- сопоставление данных, полученных в ходе различных экспериментов;
- возможность наблюдения за динамикой исследуемого явления,
доступность изучения быстро протекающих процессов;
- уменьшение количества времени. затраченного на эксперимент;
- быстрое получение результата;
- индивидуальное обучение, учет психолого-педагогических особенностей
учеников, а также возможность организовать совместную работу
обучающихся;
- повышение мотивации детей к познанию, изучению предмета.
Цифровая лаборатория предоставляет возможность проводить увлекательные
эксперименты в любом помещении школы, перемещая ее из класса в класс, а
также организовать полевые исследования за пределами школы.